Пять олдовых фильмов, над которыми можно поразмышлять

Чтобы ответить на вопрос о пяти фильмах, которые определяют меня, мне нужно было оглянуться назад. Представьте себе мир без Интернета, смартфонов, цифровых гаджетов и мгновенных новостей. Мир, где почти все иллюстрированные книги печатаются с черно-белыми фотографиями. Сегодня нет цветных дополнений к журнальным столикам или превосходного ассортимента цветных журналов. Я вырос в черно-белой строгой Британии пятидесятых, мой мир был в первую очередь миром радио. Очень немногие семьи имели телевизор. Чтобы развлечься, семьи ходили в кино как на событие, как форму бегства от действительности, и чтобы добавить немного красок в свою жизнь. Там они могли узнать, что происходит в мире, благодаря новостям Pathé News, которые обычно показывали перед началом фильма. Большой экран произвел на меня большое впечатление — вестерны, полицейские погони и рок-музыка — все в великолепном цвете Technicolor. Итак, поехали =)

 

Искатели 1956 (The Searchers 1956). Действие происходит во время техасско-индейских войн. Суровый бывший солдат отправляется в предательский пятилетний крестовый поход возмездия против отряда команчей, которые убили его семью, разрушили ранчо и похитили его девятилетнюю племянницу Дебби.

Снятые в великолепных цветах фильмы, подобные этому, дали британцам возможность увидеть мир во всей его красе. Несмотря на то, что действие вымышлено и происходит столетием назад, Долина Монументов и другие места достаточно реальны. Настолько реальным, что я вышел из кинотеатра, веря, что однажды слетаю в Америку и пройдусь по пустыням Юго-Запада. Фильм оказал еще большее влияние на двух молодых техасцев, только начинающих свой музыкальный путь. После просмотра фильма в 1956 году в Лаббоке за тридцать минут они написали хит №1, основанный на фразе, которую Джон Уэйн несколько раз повторяет в фильме — «Это будет день» (That’ll Be The Day).

Песню заметили в Ливерпуле. Четыре раздолбая сделали эту песню своей первой записью в 1958 году, а год спустя еще четверо назвали свою скиффл-группу в честь названия фильма.

В 2008 году Американский институт киноискусства назвал его величайшим американским вестерном.

 

Куда не долетают и орлы 1968 (Where Eagles Dare 1968). «Куда не долетают и орлы» должен был быть вестерном. С Клинтом Иствудом в главной роли это должно было быть так. Он сыграл героя-ковбоя Роуди Йейтса в сериале «Сыромятная кожа» (Rawhide), который я смотрел по британскому телевидению на зернистом черно-белом телевизоре, который был у моей бабушки в 1960 году.

Когда я встретился со своей подругой в городе, это было спонтанное предложение с ее стороны пойти и посмотреть фильм. Увидев мое сомнение, она сказала: «Это Клинт Иствуд»! Должно быть, она решила, что для меня его имя звучит многообещающе, поэтому, взявшись за руки, мы направились в кинотеатр ABC Regal в Халле тем морозным февральским зимним вечером 1969 года.

Я даже не разглядел рекламных щитов, рекламирующих фильм, в мрачном вестибюле, и мы уселись на свои места, конечно, на заднем ряду, и смотрели, как бегут титры — поверх изображения самолета, летящего над заснеженными горами.

“Значит, это не вестерн?” — сказал я тогда. И до сих пор вижу шок-ужас на ее лице, говорящем: “почему я встречаюсь с этим тупицей?” Позже на вечеринках (и это совершенно справедливо) я стал объектом множества шуток и историй о том времени, когда я думал, что этот фильм вестерн.

  Это был развлекательный фильм военного времени, но как он мог провалиться, если сценаристом был Аластер Маклин?

 

Буллит 1968 (Bullitt 1968). Я всегда был “бензиновым человеком”. Люблю скорость, быстрые тачки и жгучую резину. Не то чтобы я когда-либо мог позволить себе быстрые машины в молодости. О сжигании резины не могло быть и речи, шины стоили дорого. Меня учили водить консервативно — снижать скорость, чтобы избежать резкого торможения, — таким образом предотвращая износ этих колес.

В «Буллитте» не так много резкого торможения. Стив МакКуин играет детектива Буллита в фильме, который представляет собой захватывающую поездку по улицам Сан-Франциско. Всего через минуту в фильме начинается сумасшедшая автомобильная погоня на высокой скорости, которая длится почти одиннадцать минут.

Мы уже видели, что МакКуин мог сделать на двух колесах в «Большом побеге» (The Great Escape) в военной Европе, пытаясь спастись от немцев. В этом фильме он еще лучше справляется с некоторыми трюками на четырех колесах.

МакКуин вытащил короткую соломинку и получил неблагодарную задачу охранять чикагского мафиози, которого уничтожают, прежде чем он сможет дать показания против мафии. Я думаю, что мы все когда-то в жизни вытягивали короткую соломинку, и продолжали сражаться, как это делал Стив МакКуин.

В фильме есть все элементы криминального триллера — хороший полицейский, плохой полицейский, коррумпированный политик.

 

Иеремия Джонсон 1972 (Jeremiah Johnson 1972). Роберт Редфорд в роли Кида появился в фильме «Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид» (Butch Cassidy and the Sundance Kid) в 1969 году, поэтому он привык к Дикому Западу. Но в этом фильме он изобразил совершенно другого персонажа, сыграв Горца в середине 1800-х годов. Горцы были исследователями, авантюристами и охотниками, которые жили в дебрях Североамериканских Скалистых гор. Многие работали звероловами, доставляя меха на торговые посты, принадлежащие компаниям в регионе — Американской меховой компании и Компании Гудзонова залива. Такие люди отвечали за открытие страны, поиск троп и выступали в качестве проводников, чтобы эмигранты с Востока могли безопасно путешествовать в неустанных поисках и вере в то, что экспансия Соединенных Штатов на американские континенты была оправданной и неизбежной. 

В фильме рассказывается о том, как Иеремия переживает свою первую зиму в глуши, чуть не умирая от голода и сильного холода, его сражения не на жизнь, а на смерть с медведями гризли и враждебными воронами, защищающими свою территорию.

Он показывает разнообразный взгляд на каждое племя, некоторые из которых миролюбивы, а другие воинственны. Суровость жизни контрастирует со злым чувством юмора и решимостью пережить невзгоды, которые пронизывают весь фильм.

 

Американский воск 1978 (American Hot Wax 1978). Если вы не были в 1950-х, то «American Hot Wax» даст вам представление о том, какой была музыка и культура американской молодежи в то время. Если вы там были, то это курс “оживления воспоминаний” о той жизни.

В саундтрек к фильму вошли известные живые выступления Чака Берри, Джерри Ли Льюиса и Screamin’ Джея Хокинса, и он достиг 31-го места в чарте Billboard США.

Фильм рассказывает о ди-джее Алане Фриде, человеке, придумавшем термин рок-н-ролл, и его либеральных взглядах. По словам Фрида в музыке не было цветовой шкалы — все были равны. Представьте себе Клайда Макфаттера, Бадди Холли, Чака Берри, Бо Диддли и The Everly Brothers на одном счету! 

Он противостоял истеблишменту и расистам, которые пытались заставить рок-музыку замолчать. Он расстроил их еще больше, организовав рок-концерты с черными и белыми артистами на одном счету. К сожалению для властей — детям это понравилось, они начали танцевать в проходах, в результате чего полицейские все это закрыли, заявив, что произошел бунт.

Они закрыли Алана Фрида по обвинению в том, что он брал наличные в обмен на проигрывание пластинок, чтобы сделать их хитами — практика, которую большинство ди-джеев использовали с 1930-х годов. Тем не менее, Дик Кларк сделал то же самое, но выскользнул из расследования, едва запятнав свою репутацию. Пойди разберись?

Фильм является справедливым отражением того, что подростки чувствовали и жаждали рок-н-ролла в 1950-х годах. Как только Элвис Пресли сделал эти записи Elvis at Sun в Мемфисской студии Sun Studio Сэма Филлипа в 1954 году, джин был выпущен из бутылки, пути назад уже не было.

Как говорит один фанат фильма: «Моя жизнь была ничем, пока я не нашел музыку». Хвала этим словам! 

 

Последнее слово должно быть за Аланом Фридом: «Ты можешь остановить меня, но ты никогда не остановишь рок-н-ролл!» Хвала и этим! 

Комментариев нет.

Похожие статьи

Последние статьи

Популярные